Изобразительное искусство (Рисование)

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе:  ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству;  Закон об образовании РФ;  Примерная программа общего образования по изобразительному искусству. Базовый уровень//Сборник нормативных документов;  Программа “Изобразительного искусства” / сост. Неменский. Просвещение,2016;   Программа составлена с учетом санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.2.2821-10 ) помещение и его оборудование, воздушно-тепловой режим, освещение, водоснабжение, санитарное состояние соответствует норме. В классе по 25-30 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность урока 40 мин. Каждое занятие сопровождается проведением физкультминуток, проводятся упражнения для релаксации, психогимнастика. Учащиеся должны правильно сидеть за столом, знать правила техники безопасности. Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -34 часа, из расчета 1 учебный час. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной. Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа. Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих задач: • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; 3 • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Основные принципы программы: Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру Принцип «от жизни через искусство к жизни» Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Принцип единства восприятия и созидания. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства. Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Формой проведения занятий по программе является урок. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка. 2.Общая характеристика учебного предмета Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные содержательные линии В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире». Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм 4 деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство. 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс разработана на основе, а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской, в программу вставлены темы национально-регионального компонента. . Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен в следующих темах: Тема урока Вопросы регионального компонента «Древние образы в народном искусстве» «Основные символы бурятских узоров» «Декор русской избы» «Резьба в декоре Республики Бурятия» «Домовая резьба на улицах Бурятии» «Русская изба как часть региональной архитектуры» «Образы и мотивы в орнаментах вышивки» «Русская вышивка» «Народный праздничный костюм» «Русский и бурятский народный праздничный костюм» «Народные праздничные гулянья» «Народные праздничные гулянья в Бурятии» «О чем рассказывают гербы и эмблемы» «Герб Бурятии», «Гербы городов Бурятии», «Герб города Улан-Удэ» «Современное выставочное искусство» «Современный бурятский сувенир» 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;  Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;  Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 5  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;  Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;  Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:  Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;  Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;  Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);  Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;  Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);  Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 6  Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;  Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;  Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Учебно-тематический план Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала Содержание Кол-во часов Древние корни народного искусства 8 Связь времен в народном искусстве 7 Декор, человек, общество, время 10 Современное декоративное искусство 9 Всего 34 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: Учащиеся должны знать:  истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;  особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);  семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);  несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, , Жостово). Учащиеся научатся:  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);  различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);  выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора. В процессе практической работы на уроках учащиеся получат возможность научиться : 7  умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;  передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);  умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;  создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);  владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;  владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.). Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной. 5. Содержание тем курса Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции. Тема I четверти: «Древние корни народного искусства» ( 8 ч) 1) Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов. 2) Декор русской избы. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России, Бурятии. Единство конструкции и декора в традиционном русском, татарском жилище. 3) Внутренний мир русской избы. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). 4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. 5) Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. 6) Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. Т 7) Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна. 8 8) Итоговая работа по теме «Древние корни народного искусства» Тема II четверти: «Связь времен в народном искусстве» (8 ч) Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. 1) Древние образы в современных народных игрушках. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. 2) Лепка и роспись собственной модели игрушки. Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек. 3) Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира. 3) Синие цветы Гжели. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. 5) Жостовские букеты.Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров. 6) Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров. 7) Истоки Городца. Роспись разделочных досок. Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров. 8) Итоговая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика). Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время» (10 ч) Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом 9 художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами , о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе. 1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. 2)Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян ( изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). 3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. 4)Легенды и мифы Древней Греции. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. 5)Греческая керамика. Живопись на вазах. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Сюжеты росписи на древнегреческих вазах. 6)Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. 7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. 8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. 9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Бурятии. Гербы городов Бурятии. Герб города УланУдэ. 10)Обобщающий урок по теме «Декор-человек, общество, время» (практика). Тема IV четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (9 ч) 1)Народная праздничная одежда. Народный (русский и бурятский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и 10 Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(русской и бурятской) одежде. 2)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме. 3)Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме. 4)Эскиз русского народного костюма. Создание эскизов народного праздничного костюма(русского костюма). 5)Эскиз русского народного костюма. Создание эскизов народного праздничного костюма(русского костюма). 6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа. Народные традиции и праздники. Изготовление панно 7) Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современный татарский сувенир. 8)Человек и мода. Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках. 9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» Выставка работХочу такой сайт

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.